Перспективные ВЛЗ в России из отечественных комплектующих

ВЛЗ в России из отечественных комплектующих

Будут ли в России перспективные ВЛ строиться из отечественных, а не импортных материалов???

Сегодня многих специалистов-энергетиков, неравнодушных к судьбе отрасли, беспокоит такой вопрос. Ярким примером достойного ответа сегодня может служить ситуация с перспективами строительства в России компактных ВЛ 35 кВ с защищенными проводами (провода с изоляцией из сшитого полиэтилена).

Актуальность строительства таких ВЛ находит свое подтверждение в таком отраслевом документе как «Положение о технической политике в распределительном электросетевом комплексе ОАО «ФСК ЕЭС» утвержденное в 2006 году. А именно: пункт 2.5.1содержит требование: «В сельской местности, где в настоящее время развиты сети 35 кВ и требуются значительные объемы восстановления сетей 6-10 кВ, следует рассматривать вариант перевода сетей при соответствующем технико-экономическом обосновании на напряжение 35 кВ

Далее можно отметить, что ключ к такому «соответствующему технико-экономическому обоснованию» дают сами специалисты РАО «ЕЭС России» в своей «КОНЦЕПЦИИ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ОАО РАО "ЕЭС РОССИИ". Там в пункте № 4 «Электрические сети», в части касающейся указаний на применение проводов для ВЛ 10 и 35 кВ указывается на необходимость «Применения защищенных проводов (проводов с изоляцией из сшитого полиэтилена) при прохождении ВЛ 10 и 35 кВ по лесным массивам, садам, парковым зонам в населенной местности и в стесненных условиях».

Это решение действительно можно назвать ключом открывающим возможность строительства недорогих, компактных ВЛ 35 кВ в России.

Сегодня ВЛ 35 кВ строятся в габаритах ВЛ 110 кВ, а техническая политика РАО «ЕЭС России» разрешая применение в этом классе напряжения ВЛ с защищенными изоляцией проводами открывает возможность их строительства в габаритах ВЛ 10 кВ! Уже этим все сказано об их технико-экономическом обосновании, но если подробнее, то речь идет вот о чем:

Экономический эффект от использования защищенных изоляцией проводов будет достигнут за счет:

  • Значительного уменьшения габаритов линии. Уменьшение ширины просеки, требуемой площади землеотводов (не менее чем в 3 раза);
  • Значительное снижение стоимости стоек, их фундаментов и металлоконструкций опор;
  • Снижение стоимости изоляции за счет применения новых опорных линейных фарфоровых изоляторов (ОЛФ) вместо промежуточной подвески на базе подвесных стеклянных изоляторов;
  • Снижение стоимости монтажных работ;
  • Уменьшение эксплуатационных издержек;

Теперь можно снова  вспомнить о пожеланиях специалистов- энергетиков: «увидеть больше изделий разработанных наших конструкторами, оригинальных решений, решений лучших, чем у западных конструкторов».

Возможность активного строительства компактных  ВЛ 35 кВ отечественные конструкторы предусмотрели до появления вышеуказанной «Технической политики «ФСК ЕЭС». И уже на момент ее утверждения, обеспечили возможность строительства таких ВЛ. Это было обусловлено наличием уже в 2006 году в России необходимых проводов, стоек, современных образцов арматуры, изоляторов и металлоконструкций опор отечественного производства! 

Так ОАО «Севкабель» освоил в серийном производстве выпуск защищенных проводов на напряжение 35 кВ типа ПЗВ и ПЗВГ (ТУ 16.К10-017-2003). Аналогичные провода освоены также ОАО «Москабельмет».

На  ЗАО «ИНСТА» разработаны и освоены в серийном производстве:

  • «непробиваемые» опорные линейные фарфоровые изоляторы типа ОЛФ 35А; ОЛФ 35Б на напряжение 35 кВ с изгибающим моментом до 12 кН;
  • штыревые фарфоровые изоляторы типа ШФ-35 на напряжение 35кВ;
  • полимерные подвесные изоляторы нового поколения ЛК-70/35-И и ЛК-120/35-И повышенной надежности ( отмеченны серебряной медалью международной выставки «Электрические сети России 2007» прошедшей в декабре 2007 года на ВВЦ в г. Москве).
  • ЗАО «МЗВА» под эти перспективные проекты разработало:
  • специальные спиральные вязки для крепления защищенных проводов типа ПЗВ и ПЗВГ к фарфоровым опорным изоляторам типа ОЛФ;
  • гасители вибрации нового поколения - многочастотные 3-х резонансные. Кроме того, на заводе сегодня серийно выпускается и вся остальная необходимая линейная арматура для ВЛЗ 35 кВ.

Защита линий от атмосферных перенапряжений проработана при помощи новых устройств защиты от дуги типа УЗПН - совместного производства ЗАО «МЗВА» и ОАО «Полимераппарат» на базе ОПН специальной конструкции.

Кстати коротко об УЗПН. Эти новые для России устройства предназначены для защиты воздушных линий электропередачи переменного тока напряжением 6, 10 и 35кВ от грозовых перенапряжений и представляют собой линейный ОПН специальной конструкции с внешним искровым промежутком. Устройства на сегодняшний день аттестованы комиссией ОАО «ФСК ЕЭС», рекомендованы к применению, имеют сертификат соответствия № ROCC RU.МЕ05.Н05740 и полностью соответствуют требованиям Технической политики  ОАО «ФСК ЕЭС». 

Расчеты произведенные в инициативном порядке  ОАО «СевЗАП НТЦ» ( Филиал «Севзапэнергосетьпроект-Западсельэнергопроект») в 2007 году при проектировании временных внеплощадочных сетей электроснабжения площадки строительства ОАО «Юго-Западная ТЭЦ» в г. Санкт-Петербурге показали возможность использования для строительства компактных ВЛЗ 35 кВ существующих образцов отечественных стоек и металлоконструкций опор.

Таким образом, сегодня в Отечестве, есть все для строительства новых перспективных ВЛЗ 35 кВ, начиная от материалов, кончая соответствующими технико-экономическими обоснованиями. И что касается отечественных производителей, то они оказались как говориться «на уровне», однако, к сожалению, специалисты проектных организаций, которые ведут сегодня проектирование электроснабжения конкретных объектов с использованием ВЛЗ 35 кВ с непонятным упорством смотрят на зарубежные материалы и комплектующие не замечая огромной работы проделанной российскими конструкторами проводов, изоляторов, арматуры, стоек и металлоконструкций опор. Одной из причин копирования зарубежных ВЛ в России является то обстоятельство, что ОАО «ФСК ЕЭС» рекомендовав в 2006 году применение проводов защищенных изоляцией для строительства ВЛ 35 кВ до сегодняшнего дня не разработало технических нормативов для данных ВЛ и похоже, что и в новых разрабатываемых отраслевых стандартах на ВЛ с проводами защищенными изоляцией их тоже не будет.  А завтра, когда «импортные», значительно более дорогие  ВЛЗ 35 кВ «встанут» на российской земле мы снова «узнаем о значительном отставании отечественной конструкторской мысли». Обидно…и, наверное, надо  такое положение вещей исправлять.

Михаил Канин.